Рельсы представляют собой особый вид фасонного металлопроката, выполненный в форме стальных балок определенного сечения. Они предназначены для укладки на специальные опоры, такие как шпалы, образуя железнодорожные пути различного назначения, включая передвижение поездов, трамваев, специализированных вагонов в шахтах, карьерах, а также используются в конструкции различных видов грузоподъемного оборудования.
Каждый рельс имеет трехчастную конструкцию, состоящую из верхней части - головки, нижней части - подошвы и промежуточной зоны - шейки, которая обеспечивает соединение между ними.
Классификация
Существует несколько типов рельсов, различающихся по области применения и характеристикам:
- Железнодорожные (например, Р50, Р65, Р75), используемые на магистральных путях широкой колеи.
- Крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140), применяемые для мостовых и козловых кранов.
- Для промышленности, предназначенные для эксплуатации внутри производственных помещений крупных заводов и фабрик (РП50, РП65, РП75).
- Узкоколейные, используемые преимущественно на специальных транспортных линиях малого радиуса (P8, P11, P18, P24).
- Шахтные (P33, P38, P43), применимые для подземных путей шахт и карьеров.
- Остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75), служащие элементами стрелочных переводов железнодорожных путей.
- Трамвайные желобчатые (Т58, Т62, Т60, Т65), использующиеся в качестве основы трамвайных линий.
- Усовиковые (УР65), обеспечивающие переход подвижного состава с одного направления на другое.
Кроме того, рельсы классифицируются по способу наличия крепежных отверстий:
- С отверстиями: предусмотрены отверстия на обоих концах для крепления болтами.
- Без отверстий: отсутствуют отверстия для установки креплений.
Также существует классификация по категориям качества, учитывающая методы термической обработки и назначение рельсов:
- ДТ350 - дифференцированно термоупрочненные рельсы общего назначения.
- ДТ400ИК - дифференцированно термоупрочненные рельсы с улучшенными характеристиками износостойкости и усталостной прочности.
- ДТ370ИК - аналогично предыдущему типу, дополнительно отличаются высокими показателями стойкости к износу и нагрузкам;
- ДТ350ВС - рельсы для высокоскоростных маршрутов пассажирских перевозок.
- ДТ350ВС400 - специально разработанные для обслуживания высокоскоростных магистралей.
- ДТ350СС - предназначаются для скоростных участков совместного грузопассажирского движения.
- ДТ350НН - рельсы, отличающиеся повышенной надежностью в условиях низких температур.
- НТ320ВС - рельсы без дополнительной термообработки, рассчитанные на эксплуатацию в высокоскоростных маршрутах.
- НТ320 - нетермоупрочнённые рельсы высокой прочности, подходящие для большинства случаев эксплуатации.
- НТ300 - рельсы повышенной прочности без специальной термообработки.
- НТ260 - обычные рельсы стандартной прочности, применяемые повсеместно.
Требования к качеству рельсов
Производство рельсов регулируется строгими нормативами и стандартами, поскольку безопасность передвижения зависит именно от качественных характеристик материала и соблюдения технологических норм изготовления. Основные требования включают:
- Обеспечение прямолинейности изделий в обеих плоскостях - Горизонтальной и вертикальной.
- Строгое соблюдение размеров поперечного профиля согласно установленным стандартам.
- Контроль химического состава и уровня твердости используемой стальной продукции.
- Четкое ограничение допустимых дефектов производственного характера.
При изготовлении применяются высококачественная углеродистая сталь с включением добавок, таких как марганец и кремний, позволяющих повысить прочность, устойчивость к внешним воздействиям и долговечность изделия.
Качество и надежность рельсового полотна являются важнейшими факторами безопасной и эффективной эксплуатации всех видов рельсового транспорта.
